Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

Кыргызская Республика: Заключительное заявление по итогам миссии МВФ по проведению консультаций 2017 года в соответствии со Статьей IV и четвертого обзора выполнения программы в рамках ЕКФ

В заключительном заявлении излагаются предварительные выводы персонала МВФ по завершении официального визита сотрудников МВФ (или «миссии»), в большинстве случаев в страну-член МВФ. Миссии проводятся в рамках регулярных (обычно ежегодных) консультаций по Статье IV Статей соглашения МВФ, в связи с просьбой об использовании ресурсов МВФ (заимствовании у МВФ), в рамках обсуждений программ, осуществляемых при мониторинге персонала МВФ, или в рамках других видов мониторинга персоналом экономической ситуации.

Официальные органы дали согласие на публикацию настоящего заявления. Взгляды, выраженные в настоящем заявлении, принадлежат персоналу МВФ и не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета МВФ. На основе предварительных выводов проведенной миссии персонал подготовит доклад, который, после утверждения руководством, будет представлен Исполнительному совету для обсуждения и принятия решения.

Миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) во главе с Эдвардом Джемайелем находилась в Бишкеке с 5 по 18 апреля 2017 года для проведения четвертого обзора выполнения программы в рамках Расширенного кредитного механизма (ЕКФ) и консультаций 2017 года в соответствии со Статьей IV . Миссия провела встречи с Премьер-министром С. Жээнбековым, C пикером Парламента Ч. Турсунбековым, Министром финансов А. Касымалиевым, Министром экономики А. Кожошевым, Председателем Национального банка Т. Абдыгуловым, с другими высокими должностными лицами, а также с представителями частного сектора, гражданского общества и дипломатического сообщества. В центре внимания находились меры политики, необходимые для поддержки зарождающегося восстановления экономики, в том числе: (i ) продолжения курса бюджетной консолидации, прежде всего – работы по улучшению налогового администрирования и реформирования системы заработной платы в государственном секторе; (ii ) сохранения двусторонней гибкости обменного курса; (iii ) укрепление защитных мер для устранения факторов уязвимости в банковском секторе, включая принятие закона по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) и обеспечение равных условий для всех участников рынка; а также (iv ) осуществление структурных реформ для достижения диверсифицированного и инклюзивного роста.

Перспективы и риски

1. На фоне хороших показателей в странах региона улучшаются перспективы восстановления экономики Кыргызстана после недавнего кризиса, однако без дополнительных усилий по укреплению экономической стабильности и проведению структурных реформ темпы роста могут не оправдать ожиданий. В условиях продолжающегося восстановления внутреннего и внешнего спроса экономический рост в 2017 году, по прогнозам, достигнет 3,5 процента и будет далее повышаться в среднесрочный период. Восстановление экономики должно привести к повышению инфляции до установленного Национальным банком Кыргызской Республики (НБКР) диапазона 5-7 процентов и увеличению внешнего сальдо приблизительно до 13 процентов в 2017 году с последующим постепенным сокращением в среднесрочный период.

2. Основные риски для экономики по-прежнему обусловлены региональными факторами. Более слабые темпы роста в России в случае нового шока цен на нефть или изменение модели роста в Китае, предполагающей сокращение инвестиций, могут оказать негативное влияние на экономику через денежные переводы, торговлю и иностранные инвестиции. Давление на расходы, возникающее ближе ко второму полугодию текущего года, может отрицательно повлиять на консолидацию бюджета. В то же время, повышение темпов роста в России и углубление экономических связей с Китаем могут оказать положительное воздействие на перспективы роста.

3. В работе по завершению четвертого обзора достигнут прогресс, однако потребуются дополнительные усилия. Выполнены все количественные критерии реализации программы, установленные на конец декабря 2016 года. Выполнены все ориентировочные целевые показатели, за исключением показателя по налоговым доходам. Выполнены все структурные контрольные показатели, установленные на конец декабря 2016 года. Один из структурных контрольных показателей, установленных на первый квартал 2017 года (ликвидация банков, находящихся под управлением ДЕБРА), не был выполнен в связи с затянувшимися судебными разбирательствами. Несмотря на значительный прогресс, для завершения четвертого обзора потребуются дальнейшие усилия, в том числе твердое обязательство выполнить предусмотренные в программе целевые показатели, связанные с заработной платой и общим уровнем дефицита бюджета на 2017 год. Миссия МВФ по-прежнему будет поддерживать тесные контакты с официальными органами в ближайшие недели.

Налогово-бюджетная политика

4. По мере упрочения динамики восстановления экономики, бюджетная консолидация будет играть ключевую роль в восстановлении буферных резервов, необходимых для защиты от будущих шоков и для сохранения макроэкономической стабильности. Таким образом, общий уровень дефицита бюджета в 2017 году должен соответствовать установленному в программе целевому показателю в размере 3 процентов ВВП. Тем не менее, ожидаемое давление на расходную часть во втором полугодии текущего года может привести к увеличению дефицита бюджета. Повышение постоянных доходов путем реализации новых согласованных мер, упразднения налоговых льгот (особенно отмены НДС на муку), отказ от предоставления новых льгот и улучшение налогового администрирования являются ключевыми компонентами налогово-бюджетной политики. Повышение эффективности государственных расходов, особенно путем реформирования заработной платы в государственном секторе, с тем чтобы достичь согласованного целевого показателя по фонду оплаты труда на уровне 8,8 процента ВВП к 2018 году, также является важным компонентом налогово-бюджетной политики. Следует продолжать реформы в сфере управления государственными финансами, в том числе, работу над информационными системами для управления финансами, над принятием надежного, прозрачного и обязательного к выполнению бюджетного правила, а также над использованием в полной мере преимуществ недавно принятого закона о государственных закупках.

5. Сохранение устойчивого уровня государственного долга в среднесрочной перспективе потребует дальнейших усилий по консолидации и проведению реформ. В этой связи чрезвычайно важно продолжить совершенствование управления государственными инвестициями, финансируемыми как из внутренних, так и из внешних источников, и воздерживаться от нельготных заимствований. Для снижения рисков, связанных с государственными предприятиями (ГП), необходима более тесная координация действий между Министерством финансов и Фондом по управлению государственным имуществом, начиная с проведения полной оценки активов и обязательств ГП.

Денежно-кредитная и курсовая политики и политика в финансовом секторе

6. Для достижения основной цели экономической политики – обеспечения стабильности цен, необходимо поддерживать двустороннюю гибкость обменного курса и повысить эффективность передачи воздействия мер денежно-кредитной политики через процентную ставку. НБКР следует продолжить проведения интервенций только в целях снижения чрезмерной волатильности. Решающими факторами укрепления механизма передачи воздействия денежно-кредитной политики являются дальнейшие усилия по совершенствованию прогнозирования денежно-кредитных показателей, развитию межбанковского рынка и развитию прогнозной составляющей информационного взаимодействия.

7. Дальнейшее укрепление надзора и регулирования, а также сохранение равных условий для всех участников рынка играют решающую роль в защите финансового сектора от факторов уязвимости. В этой связи важными шагами являются переход к риск-ориентированному надзору, продолжение работы по совершенствованию основ классификации активов и формировании резервов в соответствии с международной практикой и создание надежной системы готовности к кризисам. НБКР следует продолжить выполнение своей основной функции поддержания стабильности цен и обеспечения равных условий и равного отношения ко всем участникам рынка и подназорным организациям.

Структурные реформы

8. Для достижения долгосрочной цели обеспечения устойчивого роста и совместного процветания необходимы структурные реформы, которые призваны преодолеть недостатки, связанные с квалификацией работников, с инфраструктурой и с капиталом, а также диверсифицировать экономику. Реализация планов построения высокотехнологичного общества («Таза-Кooм») с упором на развитие человеческого потенциала, знаний и информационных технологий потребует дополнительных инвестиций в образование и здравоохранение и повышения эффективности расходов в этих областях. Важно устранить искажения на рынке и осуществить либерализацию тарифов на электроэнергию, чтобы открыть возможности для столь необходимых частных инвестиций. Необходимо разработать политику в области внешней торговли и конкурентоспособности, чтобы в более полной мере воспользоваться выгодами от членства в ЕАЭС и приобретения статуса партнера ЕС в рамках Общей системы преференций (GSP+).

9. Улучшение делового климата и принципов государственного управления, а также продолжение борьбы с коррупцией являются решающими факторами стимулирования экономического роста при ведущей роли частного сектора. Необходимо принять конкретные меры по устранению регулятивных и связанных со сферой управления препятствий для ведения бизнеса, что позволит вывести ненаблюдаемую экономику из тени и использовать потенциал частного предпринимательства для стимулирования роста. В этой связи необходима дальнейшая работа по снижению уровня уклонения от налогов и сокращению возможностей для злоупотреблений, а также по повышению предсказуемости и прозрачности нормативно-правового регулирования.

Миссия благодарит официальные органы и других участников обсуждений за теплое гостеприимство, сотрудничество и откровенные и конструктивные обсуждения в течение визита, а также подтверждает поддержку со стороны МВФ усилиям правительства по реализации его программы экономических реформ.