Опубликовано: 10 Декабря 2014 г.
В лондонской штаб-квартире ЕБРР прошла первая презентация концессионного ГЧП-проекта Алматинской кольцевой автодороги.
Сегодня в Лондоне, в штаб-квартире Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), впервые публично представляется концессионный проект строительства Алматинской кольцевой автомобильной дороги. Презентацию проекта провели представители правительства Казахстана, а также Международной финансовой корпорации (МФК), выступающей в качестве консультанта по проекту, и ЕБРР, который также предоставил консультационные услуги и, как предполагается, может стать крупным инвестором проекта. В мероприятии, где первое слово взял министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев, приняло участие более 100 представителей компаний из разных стран.
Концессионный проект строительства Алматинской кольцевой автомобильной дороги, известной как БАКАД, является первым проектом государственно-частного партнерства (ГЧП), структурированного в соответствии с новой нормативной базой. В июне 2014 года в рамках новой программы реформ в действующее казахстанское законодательство были внесены существенные изменения. В своем нынешнем виде законодательство создает необходимые условия для того, чтобы международные инвесторы могли вкладывать средства в такие ГЧП-проекты, как БАКАД.
Управляющий директор бизнес-группы инфраструктуры ЕБРР Томас Майер отметил: «Если ГЧП-проект по строительству Алматинской кольцевой автодороги увенчается успехом, он послужит прообразом для новых проектов государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры Казахстана, а возможно – и в других отраслях, где потребуется привлечение частного финансирования. Он станет первой ГЧП-сделкой данного типа не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии».
Глава Постоянного представительства ЕБРР в Казахстане Джанет Хэкман добавила: «В этом году в Казахстане ЕБРР выходит на рекордный уровень инвестиций в 750 млн. долларов. Но мы предлагаем не только финансирование. Инновационные сделки и проекты, такие как БАКАД, могут действительно проложить дорогу в эту отрасль для иностранных инвесторов».
Проект строительства Алматинской кольцевой автострады предполагает прокладку 66-километровой дороги вокруг крупнейшего города Казахстана и ее эксплуатацию в рамках концессии в течение 20 лет. Концессионный договор основан на взимании платы с пользователей дороги, что снижает риск для оператора (компенсация выплачивается в зависимости от числа готовых к эксплуатации рядов движения транспорта, а не гораздо менее прогнозируемой величины транспортного потока). Власти страны выбрали данный проект в качестве пилотного, чтобы на его примере доказать жизнеспособность системы ГЧП и концессионного финансирования для автодорожного сектора Казахстана. Подготовку проекта правительство Казахстана поручило группе консультантов МФК и консультантам, назначенным ЕБРР.
«Повышение качества и эффективности работы инфраструктуры является одним из важнейших приоритетов для правительства Казахстана, и МФК оказывает в этом активную поддержку, - указывает региональный менеджер МФК по Центральной Азии Моаззам Мекан. – Этот проект подчеркивает большую ценность государственно-частного партнерства в деле удовлетворения инфраструктурных потребностей страны и открывает возможности для частных инвестиций в ГЧП-проекты в Казахстане».