Опубликовано: 01 Апреля 2015 г.
2 апреля состоится рабочая встреча по межведомственному взаимодействию внедрения нового руководства по документированию всех видов насилия, пыток, жестокого и бесчеловечного обращения на основе принципов Стамбульского протокола.
Цель встречи:Выработка механизмов межведомственного взаимодействия и сотрудничества партнеров по эффективной реализации Комплексного плана мероприятий.
Конституция Кыргызской Республики закрепила обязательство государства принимать все необходимые меры, чтобы предотвратить насилие и гарантировать доступность качественного медицинского обслуживания в ответ на насилие каждой пострадавшей жертве, в том числе относящейся к уязвимым группам населения, а также лицам, находящимся в конфликте с законом. Тем не менее, встране продолжают иметь место различные виды насилия. В реальной жизни в большинстве случаев при обращении в медицинские учреждения пострадавшие от насилия, в особенности женщины, дети, пожилые люди и лица, находящиеся под стражей, скрывают факт насилия, поскольку находятся в зависимом от насильника положении. Часто жертвы не обращаются за помощью ни в какие госорганы, будь то медицинские или другие. Это происходит по разным субъективным и объективным причинам, включая отсутствие самого доступа к услугам, знаний о правах и госуслугах, личным психологическим факторам, стигме, присутствующей среди населения и врачей и т.д., но самое главное – отсутствие доверия к госструктурам. В большинстве случаев они боятся, что своим признанием спровоцируют еще большее насилие или пытки, многие просто не верят, что им кто-либо может помочь.
Люди, пережившие травмы или насилие, часто нуждаются в интенсивном лечении и уходе. На каждую насильственную смерть и преднамеренные травмы приходятся десятки случаев госпитализации, сотни выездов служб неотложной помощи и тысячи визитов к врачам. Насилие часто влечет за собой пожизненные последствия для физического и психического здоровья пострадавших и их взаимодействия с другими людьми, при этом насильственные формы поведения передаются следующим поколениям. Помимо этого, насилие налагает огромное бремя на национальные экономики, требуя ежегодно дополнительных расходов на нужды здравоохранения, для поддержания правопорядка и для компенсации утерянной продуктивности производства. При этом посчитать косвенный ущерб от насилия, такой, как пожизненное медицинское лечение или нереализованный жизненный потенциал не представляется возможным.
Пока врачи Кыргызстана не продемонстрировали и не владеют навыками и знаниями документировать пытки и насилие, а судейская система, адвокаты, следователи – проводить расследование должным образом, что отмечено в докладе Специального докладчика ООН по предотвращению пыток Хуана Мендеса. Широко распространено стереотипное убеждение, что насилие является неизбежной частью человеческого существования, что ответственность за его предупреждение лежит только на правоохранительных органах и что принципиальная роль системы здравоохранения сводится к уходу за жертвами и к их реабилитации. Эти взгляды сегодня подвергнуты переоценке. Министерство здравоохранения имеет высокую политическую волю изменить эту ситуацию и предпринимает все необходимые усилия со своей стороны. Национальная система здравоохранения должна стремиться обеспечить жертвам всех видов насилия высококвалифицированный уход, а также реабилитацию и поддержку, необходимые для того, чтобы избежать дальнейших осложнений.
С данной целью, а также в рамках реализацииНациональных планов мероприятий по противодействию насилию, пыткам и другим жестоким бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания в Кыргызской Республике,утвержденного Правительством Кыргызской Республики Министерство здравоохранения в сотрудничестве с уполномоченными гос.органами, гражданским сектором, частным и международным сообществом разработало и утвердило всеобъемлющее Руководство по документированию всех видов насилия, пыток, жестокого и бесчеловечного обращения на основе принципов Стамбульского протокола, содержащего международные стандарты по расследованию.
Национальный документ содержит минимальные стандарты документирования следов насилия для медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи детям и взрослым, подвергшимся насилию, пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания и служит эффективным инструментом помощи государству в общем расследовании преступлений, связанных с насилием.
Соблюдение международных стандартов будет способствовать документированию врачами насилия и пыток и незамедлительному оповещению уполномоченных органов о случаях насилия. Теперь слово за медицинской общественностью. Для успешного внедрения руководства в практику здравоохранения врачи должны принять и разделить принципы и рекомендации, обязывающие врачей тщательно документировать пытки, несмотря на любые возможные препятствия, давление и угрозы. Раннее выявление, раннее реагирование (в течение 24 часов), медицинские доказательства будут важнейшей и определяющей частью общего процесса сбора доказательств и послужат основой для справедливого судебного решения.
Таким образом, Министерством здравоохранения инициировало проведение межведомственной рабочей встречи с партнерами по развитию и ведомствами для обсуждения плана внедрения и с целью разработки механизмов/инструментов межведомственного взаимодействия по внедрению руководства в Кыргызской Республике.
Место проведения рабочей встречи по межведомственному взаимодействию внедрения нового руководства: г. Бишкек, ул. Т. Молдо 1, Республиканская научно-медицинская библиотека, Большой конференц-зал, 9:00 утра.