Опубликовано: 21 Мая 2015 г.
Торонто, Канда, 15 мая 2015 г. – Редко когда о смерти думают как о чем-то красивом. Однако во время своих путешествий по Кыргызстану фотограф Маргарет Мортон была пленена красотой и величием встретившихся на ее пути уникальных кладбищ.
Более 175 человек посетили церемонию открытия трехмесячной выставки и презентации книги «Города мёртвых: родовые кладбища Кыргызстана», которые состоялись 9 мая 2015 года в Исмаилитском центре в Торонто. Автором книги является профессор Маргарет Мортон (колледж Купера); текстовое сопровождение доктора Эльмиры Кочумкуловой и Алтын Капаловой (Университет Центральной Азии) и профессора Нассера Раббата (Массачусетского технологического института). Выставка в Исмаилитском центре в Торонто открыта для общественности каждую неделю со вторника по воскресенье до 30 июля 2015 года.
«Мы ехали по заброшенной дороге вдоль ветренного южного побережья озера Иссык-Куль, когда перед нашим взором внезапно возник величественный миниатюрный «город». Но по мере отдаления от него, величественные формы сжались и сократились в размерах. Я была поражена такой иллюзией», – поделилась своими впечатлениями Мортон, которая провела в горной республике бывшего Советского Союза три летних сезона для фотосъемок уникальных мест.
В большинстве путешествий, ее сопровождала антрополог Кочумкулова, руководитель Отдела по культурному наследию и гуманитарным наукам Университета Центральной Азии и специалист по кочевым традициям кыргызов. Кочумкулова написала предисловие к книге, в котором описываются похоронные обряды кыргызов.
«Вместе с доктором Кочумкуловой мы выезжали на различные кладбища, и обмен опытом в ходе совместной работы способствовал повышению качества результатов проекта», – поделилась Маргарет Мортон. «Вступительное слово от доктора Кочумкуловой обеспечивает читателя более глубоким пониманием кочевых традиций и погребальных обрядов кыргызов, а также культурный контекст фотографий».
Мероприятие было дополнено лекцией Кочумкуловой, во время которой она рассказала о своей последней работе «Красота живого в уважении к нему, красота умершего в плаче: Народные плачи и народные плакальщицы ». Она также исполнила несколько песен на кыргызском языке в сопровождении трехструнного кыргызского национального музыкального инструмента – комуза. Стихи для заключительной песни были написаны в честь ее бабушки во время ее последних дней жизни. Они были исполнены в качестве оплакивания на ее похоронах.
“Фотографии Маргарет доказывают, что культура является живым и развивающимся явлением”, – пояснила Эльмира Кочумкулова. “Они представляют собой бесценные свидетельства о сосуществовании различных культур, в том числе кочевой, мусульманской и советской, а также о постепенном формировании многоэлементных идентичностей “.
Преподаватель Массачусетского технологического института и соавтор текста книги Нассер Раббат из Программы Ага Хана по исламской архитектуре провел заключительную лекцию о разнообразных архитектурных традициях, связанных со смертью и похоронами в мусульманской культуре.
Вслед за вечерним мероприятием состоялся мультидисциплинарный симпозиум в Музее Ага Хана, посвященный вопросам культурного наследия, идентичности и их значения для разнообразия и плюрализма в современном Кыргызстане, соведущим которого выступил Глобальный центр плюрализма. В дополнение к докладам Мортона и Кочумкуловой, преподаватель Карлтонского университета доктор Джефф Сахадео выступил с докладом о своем исследовании «История и память: Значение плюрализма в Кыргызстане и Ферганской долине», выполняемом по запросу Глобального центра плюрализма. Данное исследование изучает, как формировалось и изменилось историческое повествование в Кыргызстане и продолжает влиять на восприятие разнообразия и идентичности в наши дни.
Освящая свойственное определенным регионам и поколениям разнообразие кыргызских кладбищ через фотографии Мортона, мероприятия посвященные книге «Города мёртвых» вызвали дискуссии о точках соприкосновения религиозных и культурных практик в современном Кыргызстане, где растущая роль фундаменталистских религиозных практик влияют на идентичность и традиции.
«По прибытии сюда для участия в мероприятии под названием «Города мёртвых», мне стало интересно, каким образом вы претворите его в жизнь»,– сказала Шехеразаде Хиржи, президент Совета Ага Хана в Онтарио, в своей заключительной речи. «Должнасказать, чтовыпревзошливсенашиожидания».
Университет оказал поддержку Маргарет Мортон, которая объехала Кыргызстан и запечатлела на камеру кладбища. «Города мёртвых» – это важный вклад в серию книг по культурному наследию УЦА, которая представляет собой растущую коллекцию работ региональных и международных научных работников, предназначенную для сохранения уникального и разнообразного культурного наследия Центральной Азии за счет исследований, документирования, архивирования и поддержки региональных научных работников. Ключевым элементом миссии Университета является оказание содействия различным народам региона в сохранении и приумножении их богатых культурных традиций и наследий в качестве будущего достояния. КнигаизданаиздательствомВашингтонскогоуниверситетаприподдержкеФондаКристенсена.
«Надеюсь, что книга и передвижная выставка фотографий уникальных кладбищ внесут вклад в архитектурный, визуальный и культурный архив Центральной Азии и кыргызского народа, оставляющего внушительное архитектурное наследие после похорон усопшего», – сказала Мортон.
Мероприятие было совместно финансировано университетом Центральной Азии, Глобальным центром плюрализма, Советом Ага Хана в Канаде, музеем Ага Хана и Исмаилитским Центром в Торонто. Они являются членами
CitiesofArrival («Городов прибытия») – курируемой доктором Зулфикаром Хиржи (Йоркский Университет) программы лекций, симпозиумов, круглых столов, выставок, выступлений, семинаров и мероприятий, проводимых в 2015 году в Исмаилитском центре, направленной на изучение прошлого и текущего состояния, а также перспектив городов и городской жизни, обеспечивающего важным представлением о том, как человечество будет жить бок о бок в густонаселенных районах нашей планеты…