Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

Новости

В селе Боконбаево обсудили проблемы и возможности внедрения программ раннего вмешательства в развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Опубликовано: 28 Августа 2015 г.
В селе Боконбаево Тонского района Иссык-Кульской области прошел круглый стол по теме «Раннее вмешательство - первый шаг к инклюзивному образованию!». Целью круглого стола  было достижение понимания госорганами и обществом важности создания полноценной сети Служб Раннего вмешательства в Кыргызстане.
 
В течение последних трех лет проекты по раннему вмешательству в Тонском районе поддерживаются Образовательной программой Фонда «Сорос-Кыргызстан».

На мероприятии участвовали специалисты и представители Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства социального развития и  специалисты по  профилактике и минимизации инвалидности детей раннего возраста из общественного сектора.

Три специалиста по раннему вмешательству ОО "Шоола Кол" вот уже несколько лет работают с семьями 6 сел Тонского района по программе раннего вмешательства.

В Кыргызстане была создана Межведомственная комиссия по раннему вмешательству при поддержке ЮНИСЕФ в этом году, которая планирует работать по этому вопросу.

В рамках круглого стола был представлен опыт ОО «Шоола Кол» и результаты внедрения программы Раннего вмешательства в 6 селах Тонского района, сотрудничества с госорганами, также международный опыт и практика по организации систем Раннего вмешательства.

Последнее обследование детей раннего возраста, проведенное Национальным центром охраны материнства и детства при Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики в августе 2014 года в Иссыккульской области, показало, что 57,8% из них имеют различные отклонения в развитии и заболевания соматического характера.

Осуществление в течение трех лет ОО «Шоола Кол» качественной методологии программы Раннего вмешательства, переведенной и адаптированной  к местной специфике, продемонстрировало заметное влияние на семьи и на развитие 20 детей с ограниченными возможностями Тонского района Иссыккульской области. Общество и родители  имели возможность убедиться в эффективности программы Раннего вмешательства как инструмента инклюзии детей.

Кожевникова Елена,член межведомственной рабочей группы по организации системы служб ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей при Минтруда и Соцзащиты Российской Федерации представила российский опыт по организации системы служб ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью.

Также участники круглого стола посетили Ресурсный центр раннего вмешательства в селе и семьи, которым была оказана поддержка по проекту »Раннее вмешательство -  первый шаг к инклюзивному образованию!», и продемонстрированы методы работы специалистов, значение инструментов развития ребенка для родителей и специалистов.

Участники обсудили также маршрутный лист раннего вмешательства и подписали соглашение о сотрудничестве ведомств и ОО «Шоола Кол» по внедрению программ раннего вмешательства.

Cправка:Раннее вмешательство — система услуг, доступных для всех детей до трехлетнего возраста с задержками в развитии, ограниченными возможностями или особым состоянием здоровья, ведущим к отклонениям в развитии. Система раннего вмешательства решит проблемы семьи при помощи программы, специально разработанной с учетом уникальных потребностей ребенка и семьи.

Программы раннего вмешательства появились в США и странах Западной Европы в 50–60 годах ХХ века.
Проект Portage (в честь города, где появилась эта программа) — показательная программа, которая существует более 30 лет и введена в большинстве странах.

У программы раннего вмешательства несколько целей: Первое – оказывать поддержку родителям в развитии их детей. Второе – содействовать развитию детей в таких ключевых областях, как коммуникация и подвижность. Третье – содействовать развитию уверенности детей в своих силах и в конечном итоге – предотвращать возникновение будущих проблем.

Раннее вмешательство – это набор методов улучшения интеллектуальных и социальных навыков маленьких детей с нарушениями развития, включая детей с умственной отсталостью, нарушением способности к научению и недостатком стимулирующего окружения, являлось как можно более раннее вовлечение попечителей и других взрослых в интенсивную, сосредоточенную на ребенке деятельность. Вместо того, чтобы рассматривать детей с высоким уровнем риска, задержками либо нарушениями развития как имеющих дефекты, недостатки, либо заболевания, данный подход подчеркивает их сильные стороны, способности и потенциал развития. Программы раннего вмешательства стремятся преодолеть функциональные ограничения, если таковые существуют. Они максимизируют развитие ребенка, его участие в семейной и общественной деятельности, с целью помощи ему в достижении долгосрочной самостоятельности и возможности вносить свой вклад в развитие общества.