Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

Новости

Заключительное заявление персонала МВФ по завершении миссии для проведения консультаций 2015 года

Опубликовано: 01 Октября 2015 г.
Миссия МВФ под руководством г-на Эдварда Джемайеля находилась в Бишкеке 16-29 сентября 2015 года для проведения первого обзора программы в рамках расширенного кредитного механизма (ЕКФ) и обсуждений в рамках консультаций 2015 года в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ. Миссия встречалась с Вице- премьер-министром Дилем, министром финансов Касымалиевым, председателем Национального банка Кыргызской Республики Абдыгуловым, другими высшими должностными лицами и представителями частного сектора, гражданского общества и дипломатических кругов.

В центре обсуждений были меры политики, необходимые для преодоления сложных условий для экономического развития и содействия всеобъемлющему экономическому росту, включая: (i) переход от бюджетного стимулирования к консолидации с целью обеспечения устойчивости долговой ситуации; (ii) укрепление независимости центрального банка и устойчивости финансового сектора; (iii) проведение структурных реформ для содействия экономическому росту на основе диверсификации и справедливости.

Перспективы и риски 1. В последние годы экономика Кыргызской Республики остается устойчивой, но динамика ее роста замедлилась ввиду сложных мировых экономических условий и последствий региональных конфликтов. Ожидается, что в этом году темпы роста ВВП без учета золота снизятся до примерно 3 процентов в результате замедления роста в странах, являющихся основными торговыми партнерами Кыргызской Республики, нестабильности на валютных рынках региона и неопределенности относительно экономических последствий недавнего присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Инфляция снизилась до 5,8 процента в августе, но ожидается, что в ближайшие месяцы она повысится вследствие снижения курса сома и влияния более высоких ставок импортных пошлин в рамках ЕАЭС. Общий дефицит бюджета к концу года возрастет до 2,6 процента ВВП ввиду отставания от прогноза по доходам и превышения предусмотренных бюджетом уровней расходов. В условиях снижения экспорта и сокращения притока денежных переводов дефицит счета текущих внешних операций достигнет 18,4 процента от ВВП в 2015 году.

2. В дальнейшем ожидается улучшение экономической ситуации, но существуют критические риски ухудшения прогноза. Предполагается, что в среднесрочной перспективе экономический рост составит в среднем приблизительно 4 процента. Вместе с тем, имеется ряд рисков: ввиду зависимости от золота, денежных переводов и иностранной помощи экономика подвержена внешним шокам и не в состоянии обеспечивать рост благосостояния на широкой основе; дальнейшее замедление экономического роста в регионе могло бы ослабить экономическую активность; мягкая налогово-бюджетная политика в сочетании с дополнительными инвестиционными проектами могла бы подорвать устойчивость долговой ситуации; быстрый рост кредита в сочетании с высокой долларизацией и обесценением сома мог бы создать риски для стабильности финансового сектора.

3. Достигнут прогресс в выполнении показателей для завершения первого обзора программы, но еще потребуется принять дополнительные меры. Все количественные критерии реализации на конец июня 2015 года и все ориентировочные показатели были выполнены. Выполнены также все структурные контрольные показатели за исключением двух. Проект закона об укреплении НДС путем сокращения числа освобождений и постепенной отмене налога с продаж был представлен в Парламент не в июне, а в августе. Вследствие затянувшихся межведомственных процедур аудит ДЕБРА не будет завершен в октябре 2015 года. Принятие Банковского кодекса также задерживается относительно сроков по программе. Несмотря на достигнутые положительные результаты, необходимо приложить дополнительные усилия для завершения 3 первого обзора, включая твердую приверженность обязательствам по программе относительно дополнительного бюджета 2015 года и бюджета 2016 года. В следующие несколько недель члены миссии будут продолжать поддерживать тесные контакты с официальными органами.

Налогово-бюджетная политика
4. Увеличение бюджетных расходов за последний период, которое было оправданным с учетом факторов экономического цикла, должно смениться бюджетной консолидацией начиная с 2016 года, в целях поддержания устойчивости долговой ситуации и восстановления бюджетных буферных резервов. Бюджет 2016 года должен предусматривать общий дефицит не свыше 3,3 процента ВВП. Для достижения этого целевого показателя будут приняты бюджетные меры в объеме как минимум 2 процентных пунктов ВВП без учета ожидаемых таможенных поступлений от ЕАЭС, которые следует сберегать с целью постепенного восстановления бюджетных буферных резервов. Меры в области расходов могли бы включать сдерживание роста заработной платы и финансируемых из внутренних источников капитальных расходов и сокращение расходов на товары и услуги. Требуются дальнейшие меры для повышения эффективности и адресности социальных расходов. Меры в области дохода должны быть направлены на более справедливое налогообложение за счет отмены льгот и на совершенствование налогового администрирования.

5. Увеличение бюджетных расходов в сочетании со снижением курса национальной валюты могло бы подорвать устойчивость долговой ситуации. Ожидается, что в результате снижения валютного курса за последний период государственный долг возрастет до 68 процентов ВВП к концу текущего года и достигнет 71,5 процента ВВП к 2017 году. Государственные инвестиции могут способствовать устранению узких мест в области инфраструктуры и укреплению потенциала роста в среднесрочной перспективе, но при этом увеличивают размер государственного долга. Кроме того, повышенные уровни расходов на оплату труда, товары и услуги, а также другие статьи усиливают нагрузку на государственные финансы в условиях стагнации доходов. Чтобы постепенно восстановить устойчивые уровни государственного долга, необходимо достичь первичного сальдо в размере приблизительно 1 процента ВВП к 2018 году, и следует проявлять осторожность в вопросах принятия и гарантирования новых долговых обязательств. Денежно-кредитная и курсовая политика

6. Следует продолжать проводимый в настоящее время курс денежно-кредитной политики, чтобы сдерживать инфляционные ожидания. Несмотря на 4 значительное снижение курса сома, Национальному банку Кыргызской Республики (НБКР) удалось удержать инфляцию на уровне однозначных показателей. В предстоящий период будет чрезвычайно важно сохранить положительную учетную ставку в реальном выражении и корректировать ее в соответствии с возникающим инфляционным и курсовым давлением. В целях достижения целевых показателей денежно-кредитной политики и усиления воздействия канала процентных ставок следует задействовать все имеющиеся инструменты.

7. Более высокая степень гибкости обменного курса имеет ключевое значение для сокращения внешних дисбалансов и защиты валютных резервов. С начала 2015 года до настоящего времени курс сома по отношению к доллару снизился приблизительно на 17 процентов. Это способствовало защите резервов и конкурентоспособности. В предстоящий период НБКР следует по-прежнему ограничивать интервенции проведением их только в целях сглаживания чрезмерных колебаний курса, позволяя при этом национальной валюте поглощать внешние шоки. Следует отслеживать ужесточение денежно-кредитных условий в результате валютных интервенций, чтобы не допустить возникновения чрезмерных ограничений для кредитования и, как следствие, для экономического роста.

Политика в финансовом секторе
8. Высокая долларизация в сочетании с волатильностью курса сома повышает уязвимость банковского сектора. Важнейшее значение имеет мониторинг ситуации в финансовом секторе, особенно в связи с недавним снижением курса сома. Меры, нацеленные на повышение стабильности и сокращение долларизации в финансовом секторе, следует проводить только рыночными методами.

9. Принятие Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» имеет ключевое значение для укрепления независимости центрального банка и повышения устойчивости финансового сектора. Этот закон закрепит независимость и автономию центрального банка, а также повысит надежность защитных мер, особенно проведения аудита. Принятие этого законопроекта, длительное время находящегося на рассмотрении, должно стать приоритетной задачей после формирования нового состава Парламента. В то же время необходимо сделать все возможное для сохранения стабильности в финансовом секторе. Что касается аудита ДЕБРА, выбор аудитора должен быть осуществлен в ноябре, с тем чтобы завершить проведение аудита к концу марта 2016 года.

10. Развитие финансового сектора будет иметь решающее значение для обеспечения экономического роста и для нейтрализации воздействия шоков. 5 Расширение финансового посредничества и количества предлагаемых инструментов будет способствовать привлечению сбережений, стимулированию кредитной активности, сокращению оборота наличных средств в экономике, а также формированию более долгосрочных источников финансирования инвестиций.

Структурные реформы 11. Программа структурных реформ претворяется в жизнь, однако необходимы дальнейшие усилия по обеспечению быстрого и всеобъемлющего роста. В частности, для диверсификации экономики и достижения максимального положительного эффекта от вступления в ЕАЭС необходимо улучшать деловой климат и вести борьбу с коррупцией путем устранения бюрократических препятствий и рационализации процесса открытия, функционирования и закрытия предприятий. Важнейшее значение имеет ускорение реформирования системы управления государственными финансами, включая бюджетное прогнозирование и переход на использование единого казначейского счета, а также системы налогового администрирования. В этой связи мы приветствуем вновь подтвержденное официальными органами твердое намерение энергично осуществлять программу структурных реформ на широкой основе. Миссия благодарит официальные органы и других участников встреч за теплое гостеприимство, прекрасное сотрудничество, откровенные и конструктивные обсуждения во время нашего визита и подтверждает готовность МВФ оказывать поддержку реализации программы экономических реформ.