Опубликовано: 10 Декабря 2015 г.
ЕБРР обязуется способствовать созданию равных возможностей и усилить поддержку предпринимателей-женщин
Совет директоров ЕБРР утвердил первую в истории Банка Стратегию содействия в обеспечении равноправия полов, поощряющую создание равных возможностей для женщин и мужчин на всех направлениях деятельности ЕБРР как в государственном, так и в частном секторе.
В стратегии перечислены трудности, с которыми сталкиваются в регионе операций ЕБРР женщины, становящиеся предпринимателями или работающие по найму, и выражено твердое намерение оказывать им более широкую поддержку в форме финансирования, доступа к ноу-хау, повышения квалификации, а также путем диалога с государственными ведомствами.
Для решения этих задач ЕБРР будет расширять свою программу "Женщины в бизнесе", в рамках которой руководимые женщинами МСП во всех странах, где Банк осуществляет свою деятельность, на сегодняшний день получают через местные банки-партнеры в общей сложности до 500 млн. евро.
Эта поддерживаемая международными донорами
[1] программа имеет своей целью обеспечить финансированием и деловыми консультационными услугами до 25 тыс. женщин-предпринимателей.
ЕБРР также будет расширять работу с корпоративными и муниципальными клиентами, поддерживая диверсификацию их трудовых ресурсов и повышая уровень оказываемых ими услуг. Он будет искать возможности для инвестирования в таких секторах, как безопасный транспорт и водоснабжение, как правило имеющих особое значение для женщин в разных регионах мира, поскольку проекты в этих секторах могут улучшать положение женщин, сокращая нагрузку на них или повышая их безопасность.
На институциональном уровне стратегия предусматривает учет мероприятий по стимулированию гендерного равенства в общеорганизационной карте оценки деятельности ЕБРР, обеспечивая институциональные стимулы.
Как отметил Президент ЕБРР сэр Сума Чакрабарти, "новая гендерная стратегия ЕБРР – часть ответа Банка на поставленные в Повестке дня ООН на период до 2030 года новые Цели устойчивого развития. Впервые в этой повестке дня такие цели намечены и для частного сектора. Мы будем помогать нашим клиентам из числа как государственных, так и частных структур в создании равных возможностей. Это и справедливо, и полезно для бизнеса".
Женщины и экономический рост
"Позитивный макроэкономический эффект равенства возможностей доказан многочисленными исследованиями, – говорит главный консультант ЕБРР по социальным вопросам Микаэла Бергман. – Но потребность в большем равенстве очевидна и без них. Женщины составляют половину человечества, являются носителями половины его способностей и потенциала, а в кризисные времена становятся главной силой, обеспечивающей выживание общества. Ни одна страна сегодня не может быть конкурентоспособной в мировом масштабе, не используя специалистов-женщин в бизнесе, будь то в государственном или частном секторе".
Прогнозы ЕБРР и других организаций указывают на то, что равенство возможностей заметно ускорило бы экономический рост. Увеличение доли женщин среди руководителей высшего звена улучшает экономические показатели предприятий. Большее внимание к запросам женщин-клиентов также оправдано с коммерческой точки зрения: именно на их долю приходится 70% всех потребительских расходов в мировом масштабе.
В стратегии приведены данные о том, что гендерное неравенство влечет за собой прямые макроэкономические издержки для стран операций ЕБРР: согласно исследованию, недавно проведенному ЕБРР по Киргизской Республике, из-за четырехпроцентного снижения за период с 1990 года доли женщин в общем числе работающих, которая в результате уменьшилась до 40%, страна потеряла до 0,4% годового прироста ВВП.
Гендерные разрывы в области кредитования и занятости
Хотя в большинстве стран операций ЕБРР действуют законы, направленные на защиту прав женщин, на практике эти права ущемляются культурными нормами, нехваткой денежных средств, коррупцией, а также в результате таких проблем, как дефицит безопасного транспорта и детских учреждений по приемлемым ценам.
На глобальном уровне "гендерный разрыв" в кредитовании оценивается в 285 млрд. долл. США
[2]; при этом считается, что свыше 70% руководимых женщинами малых и средних предприятий во всех регионах мира недостаточно обеспечены финансовыми услугами или вовсе не охвачены ими
[3].
Несмотря на высокий образовательный уровень населения в регионе ЮВС
[4] и Турции, показатели занятости женщин в этих странах одни из самых низких в мире. Как и в Центральной Азии, доступ женщин к финансовым ресурсам здесь затруднен отсутствием у них имущества для передачи в залог (из-за законов о наследовании), а также социальными нормами, ставящими мужчин в привилегированное положение по сравнению с женщинами.
Законы и деловой климат
Хотя мужчины и женщины, занятые на одинаковой работе, нередко получают одну и ту же зарплату, традиционные представления о "мужских" и "женских" профессиях (должности в высокооплачиваемых отраслях для мужчин и низкооплачиваемые рабочие места в системе образования и сфере услуг для женщин), а также законодательные запреты на ряд профессий в целом приводят к огромному разрыву в уровнях оплаты труда: 63% в Киргизской Республике, 53% в Азербайджане, 50% в Таджикистане, 40% в Грузии и 38% в Египте.
Во многих странах, включая и некоторые государства региона операций ЕБРР, до сих пор существует законодательство – возможно, принятое когда-то исходя из соображений охраны женского здоровья – которое запрещает женщинам выполнять сотни различных видов работ, в том числе уже не представляющих опасности. Речь идет главным образом о высокооплачиваемых отраслях, таких как горнодобывающая, металлургическая и нефтяная.
Серьезной проблемой для женщин остается доступ к финансовым ресурсам – особенно в сельских районах Албании, Киргизской Республике и Таджикистане, где имущественные и денежные вопросы часто решаются не по закону, а с использованием традиционных механизмов.
Для успеха женщин-предпринимателей необходимо улучшить деловой климат. Исследования показывают, что бюрократия, формализм и коррупция наносят больший ущерб предприятиям, руководимым женщинами, так как женщины чаще сталкиваются с вымогательством взяток.
"В нашем регионе предостаточно возможностей для более активного использования специалистов-женщин. Во многих случаях, таких как борьба с коррупцией или диверсификация трудовых коллективов, от этого выигрывают и мужчины, а все вместе они содействую развитию экономики в целом", – подводит итог Микаэла Бергман.
[1] Программа "Женщины в бизнесе" финансируется Европейским союзом, Италией, Казахстаном, Люксембургом, Турцией, Швецией, фондом технического сотрудничества "Тайваньский бизнес–ЕБРР", а также многосторонними донорскими фондами ЕБРР– Фондом поддержки стран на начальном этапе перехода и Специальным фондом акционеров ЕБРР.
[2] Global Markets Institute, Goldman Sachs (February 2014), “Giving Credit Where it is Due: How closing the credit gap for women-owned SMEs can drive global growth”.
[3] GPFI and IFC (October 2011), “Strengthening Access to Finance for Women-led SMEs in Developing Countries”.
[4] Южное и Восточное Средиземноморье (Египет, Иордания, Марокко и Тунис).