Опубликовано: 21 Декабря 2015 г.
В результате проекта вопросы освещения городского развития – одного из ключевых направлений работы Фонда «Сорос-Кыргызстан» — вышли на качественно новый уровень: за девять месяцев было создано свыше 50 медиа продуктов о городском развитии и произведены интервенции в 32 локациях в Бишкеке и Оше, включая заброшенные общественные пространства, дворы и детские сады.
Цель заключалось в продвижении идей многообразия и урбан-активизма через поддержку гражданских проектов на стыке медиа и арт по привлечению граждан к разрешению проблем своего города и своих сообществ.
«Уникальность данного проекта в том, что нам удалось качественно поработать с городскими пространствами и привлечь внимание широкой аудитории к проблемам городского развития через медиа и социальные сети», — говорит менеджер Программы «Свобода информации» Элина Каракулова.
Так, например, работа в парке «Слоники» и «Пригородное» в городе Бишкек в рамках проекта «Безымянные парки», реализуемого ОФ «Городские инициативы», получила широкий общественный резонанс и привлекла местные сообщества к восстановлению парков.
Городской активизм очень важен для развития открытого общества, так как дает возможность гражданам почувствовать причастность к национальному развитию на локальном уровне и делает это участие простым и доступным.
«Демократия начинается с наших семей и наших дворов. От того, в каком состоянии эти пространства зависит и состояние страны в целом», — говорит Элина Каракулова.
Два других проекта 3D Парк и
«Наш уютный двор» помогли облагородить несколько общественных пространств совместно с жителями города Бишкек и сделали видео мастер классы, которые были показаны по центральным и региональным каналам и стали очень популярными среди интернет-пользователей.
Media Lab Production подготовили серию роликов об экологии города и приурочили их к открытию ежегодного Bilim Fest, организуемого ОФ «Инициатива Розы Отунбаевой», который в этом году был посвящен экологической тематике.
Проект состоял из двух основных частей – социальной и медийной. В рамках социального направления все проекты проводили работу с сообществами и различными городскими пространствами, затрагивая целый спектр проблем – мусора, городской экологии, озеленения, повышения городской культуры, сохранения исторических памятников, социальной интеграции и тд. Обязательным элементом было использование визуальных инструментов для последующего широкого распространения в СМИ, Интернете и на публичных площадках, таких как Урбан Форум, который ежегодно организуется Фондом «Сорос-Кыргызстан» совместно с ОФ «Городские инициативы» и другими партнерами. Одной из мейнстримовых идей стал вопрос о многообразии – о мирном сосуществовании различных сообществ, недопущении социальной и физической сегрегации различных этнических, культурных сообществ.
Все отобранные по конкурсу проекты прошли установочный тренинг по урбанистике, многообразию, медиа и арт инструментам по привлечению граждан к решению проблем города и своих сообществ, а также получили средства на реализацию своих идей.
Antares Creative Group, I-Media и ОФ «Rainbow» поработали с детьми в городских пространствах Бишкека и Оша. Первые организовали автобус «Келечек» – передвижную творческую мастерскую, которая проводит выездные занятия, развивающие игры и мероприятия для детей из уязвимых и неблагополучных сообществ. Вторые – привлекли художников-волонтеров к взаимодействию с городскими детскими садами города Ош.
В рамках проекта также вышли серии передач «Жолжобо» и ролики о различных городах Кыргызстана, подготовленные Медиа центром «Демге-дем», ОФ «Ресурсный центр для пожилых» совместно с City Lab Production. Целью проекта «Малые города» было налаживание диалога между урбанизированной молодежью Бишкека и жителями малых городов Кыргызстана с тем, чтобы стимулировать развитие малых городов, сохраняя их самобытность. К проекту были привлечены молодые режиссеры, которые создали видео материалы о малых городах Кыргызстана и организовали обсуждение о проблемах, с которыми они сталкиваются сегодня.
Все продукты проекта «Продвижение идей многообразия и урбан активизма через медиа и арт» были созданы под открытой лицензией Creative Commons, что разрешает их свободное и бесплатное использование и распространение с обязательной ссылкой на первоисточник.