Опубликовано: 18 Июля 2016 г.
Миссия МВФ во главе с г-ном Эдвардом Джемайэлем находилась в Бишкеке с 8 по 14 июля с целью оценки сложившейся в последнее время ситуации в экономике и подготовки к проведению третьего обзора выполнения поддерживаемой ресурсами МВФ программы, предварительно намеченного на вторую половину сентября.
По завершении визита г-н Джемайэль сделал следующее заявление:
«После сложного периода в начале года давление на экономику начинает снижаться благодаря стабилизации экономической ситуации в регионе. В первом полугодии 2016 года темпы роста в целом и без учета золотаоставались слабыми и составили соответственно -2,3 и 1,2 процента в годовом исчислении.Уровень инфляции невысок и на конец июня составил 1,3 процента в годовом исчислении; в то же время курс сома к началу июля укрепился на 11,3 процента. В целом в 2016 году ожидается замедление роста до 2,2 процента, в то время как уровень инфляции по-прежнему будет ниже 3,5 процента.
Правительство должно сделать все возможное для того, чтобы удержать дефицит бюджета на уровне 4,5 процента ВВП, как предусмотрено в бюджете. Выполнениеэтого целевогопоказателя потребует значительных усилий по повышению доходов и контролю над расходами бюджета. В этой связи введенное недавно освобождение импортеров зерна от уплаты НДС является контрпродуктивным и должно быть отменено.
Начиная с 2017 года, следует продолжить бюджетную консолидацию, что будет способствовать удержанию государственного долга на устойчивом уровне. Меры, реализованные в 2016 году, должны оказать полномасштабное положительное влияние на доходную часть бюджета, что, наряду с рационализацией неприоритетных расходов, обеспечит совершенствование налоговой политики и налогового администрирования. Чрезвычайно важно избегать популистских мер в период перед назначенными на следующий год президентскими выборами.
НБКР следует и далее проводить интервенций только для сглаживания чрезмерной волатильности и допускать изменение курса сома в соответствии с фундаментальными факторами. Недавнее укрепление курса сома требует проведения осмотрительной политики валютных интервенций, которая обеспечивает баланс между стабильностью финансового сектора и внешней конкурентоспособностью.
Высокая уязвимость банковского сектора обусловливает необходимость незамедлительного принятия Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» с учетом его значимости для сохранения стабильности в финансовом секторе. Данный закон имеет ключевое значение для сокращения дублирования и противоречий, свойственных для существующей нормативной базы, а также для укрепления независимости, принципов управления и прозрачности деятельности центрального банка. К сожалению, ключевые положения, нацеленные на создание современной и эффективной системы урегулирования проблем банков и на обеспечение защиты прав вкладчиков, были изъяты из текста закона во время второго чтения. НБКР следует предпринять все усилия для сохранения ключевых положений данного закона и приведения его в соответствие с передовой международной практикой.
Недавно завершившийся аудит Агентства по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА) и банков, находящихся под его управлением, а также ликвидация первых двух банков являются существенными шагами вперед. Для завершения ликвидации всех банков, находящихся под управлением ДЕБРА, к середине следующего года необходимы дополнительные усилия.
Во время визита миссия провела встречи с Министром финансов г-ном Касымалиевым, Министром экономики г-ном Кожошевым, Председателем Национального банка г-ном Абдыгуловым, а также с другими высокопоставленными должностными лицами, с представителями частного сектора и стран-доноров. Миссия выражает признательность официальным органам Кыргызской Республики и другим участникам встреч за теплый прием, прекрасное сотрудничество, откровенные и конструктивные обсуждения во время визита, и подтверждает готовность МВФ оказывать поддержку Правительству в работе по реализации его программы экономических реформ.