ЕБРР приступил к осуществлению своей первой Стратегии экономической инклюзивности, усилив импульс к обеспечению того, чтобы бóльшая часть населения могла пользоваться плодами экономического прогресса в странах, где Банк осуществляет свою инвестиционную деятельность.
Начало реализации Стратегии подчеркивает приверженность ЕБРР обеспечению инклюзивности как одному из ключевых приоритетов и совпадает с усилением внимания во всем мире к вызовам, возникающим в связи с глобализацией, в частности к проблеме неравенства возможностей.
«Это – крупный шаг вперед в деле прочной интеграции концепции экономической инклюзивности в нашу работу в рамках применяемого нами подхода, в котором ведущая роль отведена частному сектору», – заявил Президент ЕБРР Сума Чакрабарти.
Глобализация и переход к рыночной экономике в регионах операций ЕБРР создали огромные преимущества – за последние 25 лет страны стали в среднем гораздо богаче. Однако не все смогли воспользоваться этими преимуществами в равной степени и в полной мере вкусить плоды растущего благосостояния.
Посредством инвестиций и поддержки программных реформ ЕБРР уже стремится обеспечить бóльшую интеграцию трех ключевых адресных групп населения: женщин, молодежи и жителей удаленных районов.
В соответствии с новой Стратегией Банк активизирует свою работу, углубляя и укрепляя свой подход к обеспечению инклюзивности с упором на частный сектор в области профессиональной подготовки и создания рабочих мест, развития предпринимательства и доступа к финансированию, а также доступа к услугам, расширяющим экономические возможности.
ЕБРР изучит возможности взвешенного расширения сферы применения своего подхода к инклюзивности за рамки трех указанных категорий (женщины, молодежь и регионы) с выходом на другие группы населения, такие как работающие пожилые люди, инвалиды, беженцы и, возможно, другие, с учетом специфики каждой страны.
Эта первая Стратегия, презентация которой состоялась на Ежегодном заседании и Деловом форуме ЕБРР на Кипре, будет осуществляться в период 2017–2021 годов.
Официально оформив свой подход к инклюзивности, ЕБРР со всей ясностью демонстрирует всем своим клиентам и другим заинтересованным сторонам, что инклюзивность является для него одним из ключевых приоритетов и той областью, в которой он может внести свой уникальный вклад.
Инклюзивность является также одним из шести основных атрибутов переходного процесса, курс на обеспечение которых Банк взял в ноябре 2016 года и которые он считает решающими для выполнения своего мандата по стимулированию функционирующей рыночной экономики.
Помимо акцента на инклюзивность, ориентация на эти атрибуты переходного процесса призвана обеспечить странам бóльшую конкурентоспособность, эффективность управления, экологичность, жизнестойкость и интегрированность – как раз те факторы экономических преобразований, которые позволят регионам операций ЕБРР максимально эффективно отвечать на вызовы XXI века.
Вооружившись новой Стратегией, ЕБРР сможет работать с бóльшим числом партнеров в области обеспечения возможности получения квалификации и трудоустройства, с тем чтобы они диверсифицировали свой кадровой потенциал, максимально задействовали новый кадровый резерв, удерживали или переобучали персонал и обеспечивали целевым группам возможность трудоустройства и профессиональной подготовки.
ЕБРР будет исходить из собственного опыта стимулирования развития предпринимательства и финансовой инклюзивности, предлагая банковские и иные финансовые продукты, а также консультативные услуги в сфере бизнеса тем группам населения, которые сталкиваются с наибольшими вызовами в части пользования официальной финансовой системой.
В удаленных районах Банк упрочит свою связь с инфраструктурой, позволяющей существенно расширить доступ к рабочим местам, рынкам, образованию или профессиональной подготовке и медицинскому обслуживанию. В таких районах он поможет улучшить доступность информационных технологий, систем водоснабжения и водоотведения и орошения земель.
Масштабы и последствия неравенства в регионах операций ЕБРР были четко отражены в Докладе о процессе перехода за 2016–2017 годы, озаглавленном «Переходный процесс для всех: равные возможности в мире неравенства».
В докладе отмечено, что всего 44% населения посткоммунистических стран лично убедились в том, что их доходы сравнялись с доходами их соседей из более благополучных стран Западной Европы.
В этом докладе неравенство и даже восприятие неравенства увязаны с сокращением поддержки политики и реформ, направленных на развитие эффективной рыночной экономики.