Результаты исследования, проведенного в рамках проекта Инициатива ПРООН по финансированию биоразнообразия (БИОФИН), показало, что стоимость экосистемных услуг в национальном природном парке Чон-Кемин, где представлена уникальная среда обитания флоры и фауны, включая знаковый снежный барс, составляет 140 миллионов долларов США в год.
Фото: Чон-Кеминский природный парк (источник Internet)
На семинаре, организованном проектом БИОФИН в середине июля, специалисты по финансированию и представители государственных органов собрались вместе для обсуждения вопросов финансирования охраняемых территорий в Кыргызстане. Площадь особо охраняемых территорий достигла более 7% от общей площади страны, и, несмотря на увеличение государственных расходов на содержание природных территорий, необходимо сделать еще больше для обеспечения устойчивого финансирования биоразнообразия.
Эксперт БИОФИН Рахат Сабырбеков, научный сотрудник Департамента экономики Американского университета Центральной Азии, провел исследование «Экономическая оценка экосистемных служб охраняемых районов на примере Чон-Кеминского национального природного парка». Парк Чон-Кемин обеспечивает среду обитания для многих видов и обеспечивает источники дохода для местного населения посредством предоставления экосистемных услуг, таких как древесина, лесная продукция, пастбища для скота и других природных ресурсов. Охраняемые районы также имеют значительную культурную и духовную ценность в Кыргызстане.
Результаты исследования вызвали обсуждение вопроса о финансировании охраняемых территорий на уровне лиц, принимающих решения. На семинаре заместитель министра финансов г-н Улукбек Кармышаков подчеркнул важность скоординированных межсекторальных действий по совершенствованию системы финансирования природопользования.
«Вопрос адекватной переоценки затрат на окружающую среду имеет решающее значение в свете постоянного дефицита бюджета, это будет невозможно без доказанных аргументов и видимых показателей сохранения биоразнообразия», - сказал он.
Оценка экосистемных услуг служит доказательной базой для увязки экономических и экологических проблем, которую необходимо интегрировать в программы развития, учетную систему, законодательство и образование.
Значение экосистемных услуг по секторам было определено и показано на графике ниже. Способность секвестрации и хранения углерода здоровой лесной экосистемы также имеет большую выгоду для снижения выбросов углерода.
Рис. Оценка экосистемных услуг нацпарка (Р.Сабырбеков, 2017)
Анализ затрат на природный парк Чон-Кемин из государственного бюджета был представлен экспертом БИОФИН Жазгуль Амановой. Было установило, что фактически на парк в настоящее время тратится 134 000 долл. США в год для поддержания управленческих функций и сохранения. Подчеркивается большой разрыв между финансами, потраченными на сохранение по сравнению с его оцененной стоимостью и выгодами.
Исследование показало, что только 50 000 долларов США из расходованных средств приходилось на доходы, полученные от парка, например, оплата за вход, плата за аренду, продажа саженцев и древесины от санитарной рубки. Из государственного бюджета на содержание штата и операционные расходы поступило 84 000 долл. США.
Основная цель семинара заключалась в повышении осведомленности о социально-экономической значимости охраняемых территорий, включая оценку основных экосистемных услуг природного парка, определение вклада экосистемных услуг парка в экономическое благосостояние местного населения в денежном выражении, расходы из государственного бюджета на природный парк и общие вопросы финансирования охраняемых территорий страны.
БИОФИН, действующий в Кыргызстане с 2016 года, напрямую работает с министерствами окружающей среды и финансов в странах, чтобы оказывать им поддержку в оценке их политического и институционального контекста вокруг биоразнообразия, анализировать текущие расходы, оценивать финансовые потребности и в конечном итоге формировать финансовый план по биоразнообразию, который предлагает приоритетные финансовые решения для внедрения в стране.
Платежи за экосистемные услуги - одно из таких решений. Платежи за экосистемные услуги имеют место, когда бенефициар или пользователь экосистемной услуги производит прямой или косвенный платеж провайдеру этой услуги. Идея состоит в том, что тот, кто сохраняет или поддерживает экосистемную услугу, должен платить за это.