Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

Новости

Доклад ЕБРР: у Казахстана есть десятилетие на подготовку к падению продаж нефти в мире

Опубликовано: 22 Ноября 2018 г.

Зависящему от нефти Казахстану необходимо диверсифицироваться и реформировать финансовый сектор ввиду начинающегося в мире перехода к «зеленой экономике». 

Доходы от экспорта нефти позволили Казахстану инвестировать средства в новую инфраструктуру

  • ЕБРР публикует доклад об уязвимости крупных экспортеров ископаемого топлива, таких как Казахстан, в условиях возможного снижения мирового спроса на нефть.
  • Через 20 лет доходы бюджета Казахстана могут сократиться почти вдвое; госдолг может резко вырасти.
  • Среди предлагаемых мер - диверсификация, улучшение администрирования доходов и расходов и долгосрочное бюджетное планирование.

В преддверии важной конференции по климату, КС-24, ЕБРР опубликовал доклад, в котором рассматривается Казахстан, примерно половина доходов которого формируется за счет экспорта нефти, и последствия для его госбюджета от снижения мирового спроса на ископаемое топливо.

Изменение динамики на мировых энергетических рынках, по всей вероятности, окажет давление на экспортеров ископаемого топлива, таких как Казахстан, отмечается в докладе. Эта динамика включает развитие альтернативных источников энергии, удешевление более чистых энергетических технологий и стремление стран к достижению глобальных целей в области климата. Это будет означать, что в ближайшие двадцать лет из-за снижения объемов экспорта и падения цен на нефть экспортные поступления могут сократиться на 40%, что может привести к чрезмерному росту государственного долга. Поскольку нефть является основным источником государственных доходов, это, в свою очередь, может оказать давление на государственный бюджет. Поэтому надлежащее управление налогово-бюджетными рисками станет для стран-экспортеров ископаемого топлива важным приоритетом.

В докладе ЕБРР «Финансовые последствия глобального перехода к более «зеленой» мировой экономике для Казахстана» рассматриваются три возможных сценария: инерционный сценарий, частичный переход к «зеленой» экономике и полный переход к низкоуглеродной экономике во всем мире. Первые два сценария означают, что мир окажется далек от поставленной цели удержать глобальное потепление на отметке 2°C; однако это может также означать, что спрос на нефть на мировых рынках будет оставаться высоким, и в этом случае финансовое положение Казахстана не окажется под угрозой. Вместе с тем если во всем мире произойдет переход к более «зеленой» экономике, а цены на нефть установятся в районе 65 долл. США, то в течение следующего десятилетия это может привести к истощению национальных сбережений страны от продажи нефти.

Наиболее значительные финансовые последствия, согласно прогнозам, произойдут в конце 2020-х годов – это означает, что существует окно возможностей продолжительностью примерно в одно десятилетие, в течение которого Казахстан может принять меры для минимизации этих последствий.

В докладе Казахстану предлагаются четыре направления реформ, которые также актуальны для большинства других стран с формирующимися рынками, зависящих от экспорта нефти:

  • Диверсификация источников доходов. Структурные преобразования, способствующие росту ненефтяной экономики, позволят снизить зависимость от ископаемых видов топлива, повысить устойчивость к рискам в налогово-бюджетной сфере, связанным с колебаниями цен на сырьевые товары, укрепить частный сектор и содействовать созданию рабочих мест. 
  • Более эффективное управление доходами от нефти. Казахстан накопил большие сбережения от продажи нефти в своем суверенном фонде благосостояния, средства которого теперь нужно не расходовать на текущее потребление, а, следуя правильным примерам, инвестировать в сектора, не привязанные к ценам на нефть (как это делают, в частности, Норвегия и Саудовская Аравия). 
  • В налогово-бюджетной политике следует использовать возможности для получения дополнительных доходов, обеспечивать стимулы для экономического развития и сокращать нерациональные траты. В частности, могут быть сокращены субсидии на ископаемое топливо, искажающие действие рыночных механизмов. 
  • Планирование государственных финансов на среднесрочную и долгосрочную, а не краткосрочную перспективу. Правительство страны уже приняло законодательство о среднесрочном бюджетном планировании, однако в настоящее время ему необходимо разработать практические инструменты для более эффективного администрирования расходной части бюджета.

Доклад является частью работы ЕБРР по поддержке «зеленого» и инклюзивного роста в странах и регионах операций с углеродоемкой экономикой. Исследование было проведено при поддержке правительства Казахстана в сотрудничестве с консалтинговой фирмой «PricewaterhouseCoopers» (PwC). Новому докладу предшествовал предыдущий документ ЕБРР «Государственные активы: риски и возможности в меняющемся ландшафте климатической политики», опубликованном в 2015 году.

Выводы доклада будут обсуждаться на мероприятии ЕБРР в рамках КС-24 в Катовице (Польша).

ЕБРР является ведущим инвестором в области устойчивой энергетики и перехода к «зеленой» экономике в регионах операций, и за период с 2006 года на проекты в этой области выделено более 26 млрд. евро. «Зеленая» экономика является одним из приоритетных направлений деятельности Банка в Казахстане.

ЕБРР является многосторонним банком, приверженным целям развития рыночной экономики и стимулирования частнопредпринимательской инициативы в 38 странах, расположенных на трех континентах. Акционерами ЕБРР являются 67 стран, ЕС и ЕИБ. За период с 2006 года ЕБРР выделил более 26 млрд. евро в рамках своей флагманской Инициативы по переходу к «зеленой» экономике, которая объединяет климатическое финансирование, техническую помощь и диалог по вопросам государственной политики. Инвестиции ЕБРР направлены на то, чтобы экономики региона стали более конкурентными, инклюзивными, эффективно управляемыми, экологичными, устойчивыми и интегрированными.