О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Школьная программа с каждым годом меняется в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок.
В связи с этим, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровье сберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровья сберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство, в том числе озеленение, освещение кабинета. Нельзя забывать о том, что гигиенические условия влияют на состояние здоровья.
Научные исследования показывают, что 95% детей рождается с нормальным зрением. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, какое можно было считать нормальным. Быстрое ухудшение зрения - один из самых серьезных дефектов современной цивилизации.
Нами были проанализированы данные заболеваемости органов зрения в Кыргызской Республике. По статистическим данным в 2018 году зарегистрировано 14074 человек с близорукостью, что больше на 1365 человек по сравнению 2017 годом. Анализ медосмотров учащихся общеобразовательных школ по республике показал, что 1,4 % из осмотренных детей, или из 1000 осмотренных детей 15 имеют пониженное зрение. За время пребывания детей в общеобразовательных школах т.е. за 9-11 лет, состояние здоровья детей при несоответствующем освещении может ухудшиться в 2-3 раза. Нельзя считать дефекты зрения неизбежными, поскольку лишь менее 5 % из них являются врожденными.
В школе, где глаза испытывают особенно большую нагрузку, самым неблагоприятным обстоятельством является несоответствующее освещение. Во многих школах, освещенность много ниже рекомендуемой и значительно ниже освещенности на открытом воздухе, к которой человеческий глаз приспосабливался в течение многих тысячелетий.
Недостаточное освещение влияет на функционирование зрительного аппарата, то есть на зрительную работоспособность, на психику человека, его эмоциональное состояние, вызывает усталость центральной нервной системы.
Глаз реагирует на действие таких раздражителей как: яркость, цветность, интенсивность освещения, блескость, чередование света и темноты. Более того, имеются данные, указывающие на изменение функционального состояния ЦНС (центральной нервной системы) под влиянием света. Освещение подразумевает создание освещенности поверхностей предметов, обеспечивающее возможность зрительного восприятия этих предметов или их регистрацию светочувствительными веществами или устройствами. Физической характеристикой освещенности рабочего места является световой поток, падающий на единицу поверхности, выражаемый в люксах.
В Кыргызской Республике параметры освещения в общеобразовательных школах регулируются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении актов в области общественного здравоохранения» от 11 апреля 2016 года № 201. Соответственно гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности классов проводится на соответствие их нормам указанного СанПиН. В СанПиНе установлены требования к естественному и искусственному освещению.
Однако, с приходом на рынок светодиодных технологий большое значение приобретают качественные показатели освещения, которые пока не установлены.
Учитывая международный опыт по нормированию качества светодиодного освещения и его использованию в образовательных организациях межведомственной рабочей группой, созданной Министерством здравоохранения КР разрабатывается проект санитарно-эпидемиологических норм и правил, включающий требования к качеству освещения, такие как коэффициент пульсации, показатель ослепленности, показатель дискомфорта и т.д.
Светодиодное освещение не только позволит улучшить качество освещения и сохранения здоровья детей, но и обеспечит значительную экономию электроэнергии в образовательных учреждениях.