АЛМАТЫ, 25 июня 2020 г. — В начале 2020 года в разгар вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) в регионе Центральной Азии прогресс сокращения бедности внезапно остановился, и в настоящий момент наблюдается противоположная динамика.
Регион оказался перед лицом серьезной угрозы в связи с беспрецедентным падением цен на нефть и природный газ, масштабными сбоями в секторе услуг, резким падением доходов от денежных переводов трудовых мигрантов и самым негативным прогнозом в части развития мировой экономики за последние несколько десятилетий.
«По нашим прогнозам, в 2020 году число бедных увеличится примерно на 1,4 миллионов человек, исходя из определения черты бедности в странах с уровнем доходов ниже среднего (3,2 долларов США на человека в день), и примерно на 2,6 миллионов человек, исходя из определения черты бедности в странах с уровнем доходов выше среднего (5,5 долларов США на человека в день), - заявил старший экономист Всемирного банка Уильям Зейтц на региональном онлайн-брифинге. – Впервые с 2000-ых годов во всех странах Центральной Азии наблюдается рост доли бедного населения».
Также впервые более чем за два десятилетия отмечается рост глобального показателя крайней бедности (доля населения с доходом менее 1,9 долларов США в день). По оценкам Всемирного банка, из-за пандемии коронавирусной инфекции за чертой крайней бедности могут оказаться от 70 до 100 миллионов человек. Это перечеркнет все достижения последних трех лет в области борьбы с бедностью.
Социально-экономические последствия кризиса, по всей вероятности, будут весьма серьезными, поскольку он вызвал снижение доходов, рост цен и нарушение работы систем социальной сферы, особенно здравоохранения и образования. В регионе Центральной Азии пандемия COVID-19 оказывает особенно негативное воздействие на положение самозанятых лиц, работников сферы обслуживания и домохозяйств, зависящих от денежных переводов из-за рубежа В странах Европы и Центральной Азии прогнозируется самое резкое сокращение объемов денежных переводов трудовых мигрантов в мире (на 27,5%). Учитывая высокую зависимость от денежных переводов из России, это обстоятельство усугубит негативные последствия внешних шоков для экономик Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана. Доля денежных переводов домой миллионов иностранных работников, многие из которых работают в строительной отрасли в России, составляют в ВВП Кыргызской Республики и Таджикистана до одной трети. В Кыргызской Республике в первые два месяца 2020 года поток денежных переводов трудовых мигрантов по сравнению с тем же периодом прошлого года сократился на 9 процентов.
Пандемия COVID-19 отрицательно сказывается на состоянии человеческого капитала региона, причём связанные с этим негативные последствия станут очевидными в долгосрочной перспективе. Из-за закрытия школ дети лишились значительной части образовательных возможностей, что привело к серьезному отставанию в учебе. По прогнозам Всемирного банка, отставание в учебе уже эквивалентно потере шести месяцев обучения. Для учащихся, которые испытывали трудности в обучении, велик риск снижения успеваемости; многие учащиеся могут не вернуться в школу, что увеличит масштабы «образовательной бедности» и приведёт к снижению будущей производительности целого поколения.
«В условиях этого беспрецедентно глубокого кризиса Всемирный банк продолжает оказывать поддержку странам Центральной Азии с экстренными мерами по борьбе с пандемией и по восстановлению экономики, - говорит региональный директор Всемирного банка по Центральной Азии Лилия Бурунчук. - Искоренение бедности и обеспечение общего благосостояния – наша главная задача, и это «красной нитью» проходит через все наши проекты, общий объем которых в данном регионе составляет 9,6 миллиардов долларов США, включая свыше 400 миллионов долларов США, предоставленных на экстренные меры по борьбе с пандемией».
Во всех странах Центральной Азии некоторые из наиболее тяжелых последствий кризиса удалось смягчить благодаря решительным действиям на государственном уровне за счёт предоставления финансовой поддержки уязвимым группам населения и предприятиям. «Мы должны помнить, что в большинстве случаев меры господдержки имеют временный характер. В условиях значительного сокращения бюджетных возможностей и второй волны экономических последствий, которые последуют за глобальной рецессией, остаются открытыми такие вопросы, как продолжительность и масштабы поддержки уязвимых групп населения», - подчеркнул Уильям Зейтц.
Группа организаций Всемирного банка оперативно принимает масштабные меры в поддержку усилий разных стран мира по сдерживанию распространения пандемии COVID-19 и минимизации ее последствий, оказывая содействие в укреплении систем борьбы с пандемией и охраны здоровья населения. Группа организаций Всемирного банка в течение 15 месяцев предоставит финансирование в размере 160 миллиардов долларов США в поддержку проектов, призванных помочь странам справиться с потрясениями в сфере здравоохранения и социально-экономического развития.