В своем новом исследовании, озаглавленном «Государство наносит ответный удар», ЕБРР утверждает, что залогом успешного будущего становятся сила институтов и качество управления
Когда в период эпидемии коронавируса раздаются призывы к более активному вмешательству государства, новые экономики оказываются перед трудным выбором. Нужно определить, какими – положительными или отрицательными – окажутся долгосрочные последствия возрастания его роли.
В очередном «Докладе о переходном процессе» Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) утверждается, что 45% жителей бывших социалистических стран теперь выступают за увеличение доли государственной собственности в экономике.
Все больше граждан надеются, что государство будет способно снизить эпидемиологические и экономические риски, с которыми они столкнулись.
Опыт предшествующих эпидемий сильно подорвал веру людей в экономические и политические институты, на которые опираются демократия и рыночная экономика.
Как следует из нового доклада, те, кто сформировался в тяжелых условиях экономических неурядиц, как правило более положительно относятся к идее государственного контроля за экономическими активами и перераспределения доходов.
В предисловии к очередному изданию доклада, вышедшему с подзаголовком «Государство наносит ответный удар», главный экономист ЕБРР Беата Яворчик указывает, что способность развивающихся экономик вести успешную политику на фоне роста влияния государства в решающей мере зависит от качества институтов и системы государственного управления.
«Экономики в регионах, где работает ЕБРР, стоят на перепутье: сегодняшние решения о том, какую политику проводить и какие институты развивать, определят путь дальнейшей эволюции этих стран на целые десятилетия. Нынешний период кризисов и потрясений, открывшийся с мировой пандемией, дает уникальный шанс заложить фундамент более благополучного, справедливого и «зеленого» будущего», отмечает Б. Яворчик.
Если институты будут слабыми, они будут не в силах противиться стремлению государства «наложить руку» на ресурсы, предназначенные для нуждающихся, трудоустроить друзей и родственников и использовать государственные банки для извлечения политической выгоды.
Предприятия, не способные добиться рентабельности в низкоуглеродной экономике, будут поддерживаться на плаву в виде «живых трупов», а те компании, которые будут национализированы во время пандемии, уже, вероятно, никогда не вернутся в частные руки.
С другой стороны, качественная система государственного управления поможет «заботливой» руке государства привести страны к «зеленой» экономике, гласно обеспечивая базовую поддержку нуждающимся и проводя политику с прицелом на будущее.
Б. Яворчик напоминает, что со времени крушения социалистической системы в конце 80-х годов ХХ века господствующими тенденциями были приватизация, дерегулирование и ослабление экономической функции государства.
ЕБРР был создан тогда именно для того, чтобы содействовать упорядоченному переходу к рыночной экономике, где ведущую роль играет частный сектор.
Однако в дальнейшем мировой финансовый кризис 2008–2009 годов и последовавшая за ним рецессия показали, что действие одних только рыночных сил не всегда обеспечивает общественно оптимальный результат и для решения таких проблем, как изменение климата и рост экономического неравенства, необходимо вмешательство государства.
Сочетая инвестиции с поддержкой реформ в вопросах государственной политики, ЕБРР содействует повышению качества институционального управления, экономической инклюзивности и устойчивому развитию в 38 странах и территориях с развивающейся экономикой.
В новом докладе отмечается, что государственные предприятия продолжают играть в регионах операций ЕБРР важную роль, обеспечивая почти половину занятости в государственном секторе. Предоставляя людям возможности трудоустройства в период спада и создавая рабочие места в малоразвитых районах, они могут служить стабилизирующим фактором в экономике.
Однако государство не демонстрирует той же эффективности в управлении государственными предприятиями, которые как правило уступают в инновационности предприятиям частным.
С середины 2000-х годов в регионах ЕБРР все большее значение приобретают государственные банки, которые напрямую конкурируют с частным сектором за счет менее строгих процедур отбора заемщиков, низкой процентной маржи и меньшей чувствительности к проблемной задолженности.
Готовность государственных банков брать на себя риски может смягчать последствия экономических шоков. При этом с другой стороны, компании, кредитующиеся в государственном финансовом секторе, обычно менее инновационны и не демонстрируют высокой динамики производительности труда.
Частично это объясняется тем, что государственные банки более подвержены политическому влиянию при принятии решений о выделении кредитов и обходят финансированием более производительные компании.
В докладе также отмечается, что страны и территории, где работает ЕБРР, отстают в стимулировании мер снижения углеродных выбросов, идущих в русле Парижского соглашения 2015 года.
Если говорить о краткосрочных задачах, регионам ЕБРР предстоит встроить в свои планы постковидного восстановления шаги по переходу к «зеленой» экономике. В среднесрочной перспективе государство должно заняться исправлением изъянов рынка и политических недоработок, мешающих экологизации экономики, с особым упором на неэффективные стратегии ценообразования на углеродные квоты.
В долгосрочном плане, государству следует содействовать процессу «созидательного разрушения», который неизбежно будет спровоцирован переходом к низкоуглеродным технологиям. Для этого будет необходимо обеспечивать социальную поддержку тех работников и сообществ, которые пострадают в ходе трансформации экономического уклада.