Опубликовано: 22 Мая 2014 г.
С 6 по 16 мая 2014 года в Бишкеке находилась миссия Международного Валютного Фонда (МВФ) во главе с г-ном Кристианом Беддисом с целью проведения обсуждений по шестому, заключительному, обзору выполнения трехлетней программы, финансируемой с помощью Расширенного кредитного механизма (ЕСФ) (см. Пресс-релиз № 11/245).
Между миссией и официальными органами Кыргызской Республики достигнута договоренность на уровне персонала о мерах, необходимых для завершения обзора. Эта договоренность подлежит утверждению Исполнительным Советом МВФ, который, как ожидается, рассмотрит просьбу Кыргызской Республики
о завершении шестого обзора в конце июня 2014 года. После утверждения обзора Кыргызской Республике будет выделено 9,514 млн. СДР (около 15 млн. долларов США). В результате общая сумма средств, предоставленных в рамках данного механизма, составит 66,598 млн. СДР (около 105 млн. США).
По завершении визита г-н Беддис сделал следующее заявление: «Экономические показатели 2013 года были очень высокими. Рост достиг 10,5 процента и имел широкую основу. В 2013 году снизился дефицит счета текущих операций, чему способствовали восстановление добычи золота и более низкие цены на продовольствие и топливо. К концу 2013 года показатель инфляции в годовом исчислении снизился до 4 процентов, а базовая инфляция по-прежнему не превышала уровня однозначных показателей. Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) достиг значительных успехов в модернизации операционной основы денежно- кредитной политики, что, при условии сохранения осмотрительной налогово- бюджетной политики, должно сдерживать инфляцию.
В текущем году вследствие замедления экономического роста в регионе ожидается снижение темпов роста до 4,4 процента. По прогнозам, инфляция повысится, отчасти в результате девальвационного давления в начале текущего года, однако инфляция не должна превысить уровня однозначных показателей. В среднесрочной перспективе, как ожидается, экономический рост незначительно повысится и составит около 5 процентов; при этом, инфляция, по прогнозам, стабилизируется на уровне 6 процентов. Активная реализация в течение нескольких следующих лет программы Международный Валютный Фонд Вашингтон, О.К. 20431 США 2 государственных инвестиций в инфраструктуру будет создавать давление на счет текущих операций, однако эта программа по ее завершении поддержит экономический рост.
В целом, программа выполняется в соответствии с намеченным курсом. Осмотрительная макроэкономическая политика позволила официальным органам уверенно выполнить количественные критерии, установленные в программе на конец декабря 2013 года. Правительство по-прежнему намерено осуществлять бюджетную консолидацию в 2014 году и в среднесрочный период. Ожидается, что в 2014 году дефицит бюджета составит 4,2 процента от ВВП, после чего будет постепенно снижаться. Для поддержки бюджетной консолидации необходимы реформы в области налоговой политики и налогового администрирования, а также дальнейшая оптимизация неприоритетных текущих расходов.
Структурные реформы по-прежнему имеют важнейшее значение для наращивания потенциала экономического роста страны. Миссия призывает официальные органы в кратчайшие сроки принять Банковский кодекс, закон о платежной системе, и законопроекты в области борьбы с отмыванием доходов, полученных незаконным путем, и противодействия финансированию терроризма (БОД/ПФТ), которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Парламенте. Принятие данных законопроектов стало бы значительным шагом вперед в развитии финансового сектора и обеспечило бы поддержку с его стороны экономическому росту при ведущей роли частного сектора. Это позволит провести модернизацию режима урегулирования в отношении проблемных банков, оптимизировать систему надзора и привести законодательство в области БОД/ПФТ в соответствие с оптимальной международной
практикой.
Ускорение реформ управления государственными финансами будет способствовать дальнейшему повышению прозрачности государственных финансов. Миссия рекомендует официальным органам ускорить реализацию широкого круга реформ, изложенных в Национальной стратегии устойчивого развития.
Бюджетная консолидация с опорой на реформы в области налоговой политики и налогового администрирования будет играть важнейшую роль в создании дополнительных возможностей в бюджете для осуществления социальных расходов. Реформа системы государственной службы будет способствовать созданию современной системы государственного управления с конкурентным уровнем оплаты труда.
Стабильный и предсказуемый инвестиционный климат с надлежащим порядком исполнения договорных обязательств, укреплением прав собственности и преодолением проявлений коррупции будет играть ключевую роль в привлечении инвестиций и стимулировании роста. Кроме того, улучшение деловой среды и реформирование сектора энергетики позволит повысить конкурентоспособность Кыргызской Республики. МВФ выражает готовность оказать Кыргызской Республике поддержку в
осуществлении реформ и продолжить плодотворное сотрудничество».