Опубликовано: 12 Июня 2014 г.
Четверг, 12 июня. 11.00 – 12.40
Выступление на открытии совещания Совета иностранных инвесторов Казахстана Президентa ЕБРР сэр Сума Чакрабарти
Г-н Президент, Ваши Превосходительства, дамы и господа!
НОВЫЙ ИМПУЛЬС В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА В НАШЕМ РЕГИОНЕ
Сегодня мы встречаемся в Боровом в то время, как в процессе перехода бывших плановых экономик к рыночной экономике наступил критический момент.
Ясно, что в нашем регионе реформы, направленные на формирование рыночной экономики, пробуксовывают. Немало стран совершили «остановку в пути». Если мы хотим вернуться к тем темпам роста, при которых по-настоящему повышается благосостояние в долгосрочной перспективе, нам необходимо уже сейчас повторно запустить процесс реформ. Нам нужно задать новый импульс переходному процессу.
Именно это является темой среднесрочной стратегии ЕБРР, которая преследует три основные цели:
Во-первых, речь идет о поддержке реформаторов и рыночно ориентированных экономических стратегий, помощи в создании прочной институциональной основы, развитии секторов, где существуют дополнительные потребности, будь то женщины-предприниматели, нетрудоустроенная молодежь или регионы с низким уровнем развития.
Вторая цель состоит в том, чтобы без оглядки продолжать содействие глобальной и региональной экономической интеграции, которая является главным источником потенциала для всех экономик, будь то через расширение и улучшение инфраструктуры или через привлечение в наши страны новых инвесторов.
Третья цель заключается в придании нового импульса процессу перехода через проекты и консультационные услуги, направленные на проблемы недостатка ресурсов и устойчивого развития, которые стоят перед предприятиями и правительствами, в сфере энергетики, водных ресурсов, продовольствия и сырья.
НОВЫЙ ИМПУЛЬС ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА В КАЗАХСТАНЕ
Я говорю об этом потому, что мы в ЕБРР верим: Казахстан имеет потенциал стать прекрасным примером того, как стимулировать процесс перехода. В стране тоже наступил критический момент в процессе перехода.
В отличие от многих других стран в Казахстане в последние несколько лет наблюдался неуклонный рост. Но как Вы, господин Президент, первым заявили, чтобы Казахстан добился более высокого и более устойчивого уровня дохода, то есть вырвался из «ловушки среднего дохода», ему необходимо улучшить деловой климат и корпоративное управление, а также добиться расширения промышленной базы. Это является для вас приоритетом, который ЕБРР активно поддерживает.
НОВОЕ ПАРТНЕРСТВО МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И ЕБРР
После того как в феврале 2014 г. президент Назарбаев объявил, что для стимулирования процесса реформ и привлечения инвестиций будет выделено около триллиона тенге, правительство выступило с новаторским предложением привлечь поддержку ЕБРР и других международных финансовых учреждений.
Правительство выделило полтриллиона тенге, что эквивалентно 2,7 млрд долларов США, для финансирования совместных инвестиций и технического сотрудничества с ЕБРР и другими международными финансовыми учреждениями. Три недели назад мы подписали Меморандум о Взаимопонимании между правительством и ЕБРР, благодаря этому мы сможем значительно увеличить наши собственные инвестиции в Казахстане. За счет этого будет создан механизм, с помощью которого мы сможем максимально выгодно использовать накопленный ЕБРР уникальный опыт в области частного сектора.
В рамках этого партнерства мы расширим наше сотрудничество с Казахстаном по многим направлениям, от программного диалога до инвестиций с упором на те приоритеты, которые обозначены в нашей страновой стратегии и которые находятся в соответствии с приоритетами Партнерства: это диверсификация, изменение баланса в экономике в пользу частного сектора и формирование «зеленой» экономики.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Каковы же наши приоритетные направления работы в рамках партнерства, призванного придать новый импульс процессу перехода по инициативе Президента?
Прежде всего речь идет о реформе в областях делового климата и корпоративного управления. Если Казахстан хочет привлечь инвестиции (которые вкладываются с тщательным анализом их направления) и реализовать свою национальную программу индустриализации, он должен создать для инвесторов благоприятный деловой климат и обеспечить защиту их прав.
Инвестиционный климат в Казахстане уже улучшается. Только что Вы подписали новый закон об иностранных инвестициях, в котором прописано несколько шагов для стимулирования прямых иностранных инвестиций. К их числу относится упрощение визового режима, введение государственных гарантий против изменения законодательства для иностранных инвесторов, расширение возможностей обращения в иностранные арбитражные суды для иностранных инвесторов, и многое другое. Такую работу необходимо продолжать.
Мы уже работаем над улучшением бизнес-климата и корпоративного управления во многих странах с переходным процессом, и к нам поступают предложения приложить усилия во многих других странах. Следовательно, мы можем поработать с Казахстаном над выработкой подхода по улучшению инвестиционного климата. Мы уже проводим диалог с властью по вопросам корпоративного управления и будем прилагать к этому новые усилия в рамках Партнерства.
Еще одной приоритетной задачей является изменение баланса роли государства и частного сектора в экономике в пользу расширения участия последнего. Правительство уже предпринимает шаги в этом направлении, укрепляя роль частной инициативы и частного капитала в экономическом развитии страны.
Мы будем способствовать прямым иностранным инвестициям в различных отраслях экономики: в промышленности, логистике, агропромышленном секторе и пищевой промышленности.
Очень важным является наше сотрудничество с правительством в разработке нового законодательства о ГЧП. Как только это законодательство будет принято и смогут действовать государственно-частные партнерства, инвесторы, в том числе ЕБРР, получат возможность финансировать инфраструктурные проекты национального значения, такие как проект строительства БАКАД.
Мы надеемся на сотрудничество с фондом Самрук-Казына над программой приватизации, которая обещает стать одной из самых масштабных в регионе.
Большое значение для всех областей экономики имеет прочный банковский сектор, и мы, как и раньше, заинтересованы в его укреплении.
Одной из требующих решения проблем в этом секторе является высокий уровень невозврата кредитов, который препятствует возрождению нужных экономике кредитных линий. Мы уже начали диалог на эту тему с Национальным банком. Безболезненных путей решения этой проблемы не существует, но мы должны проявить упорство и даже искать инновационные пути решения.
Помимо этого мы активизируем работу в области устойчивой энергетики и эффективного использования ресурсов в соответствии со стратегией Казахстана по строительству "зеленой экономики". Мы уже делаем немало в этой области: от финансирования экологически чистого общественного транспорта до повышения энергоэффективности в компаниях частного сектора. Мы надеемся установить стандарты в отрасли возобновляемой энергетики, разработав экспериментальные проекты ветряных и солнечных электростанций.
Региональное развитие является несомненно ключевым для для того, чтобы донести экономический рост до как можно большей части населения, а также для диверсификации и индустриализации экономики. Мы уже оказываем поддержку муниципалитетам, которые демонстрируют инициативу и лидерство в стремлении модернизировать и реформировать ЖКХ и транспорт. Во вторник я встретился с Акимом города Алматы, а партнерстве с которым мы профинансировали уже четыре транспортных проекта, и мы подписали пятый проект – по установке энергоэффективного уличного освещения в Алматы. Вчера я также побывал в Кызылорде, где мы профинансировали новые буровые установки для частной компании Жанрос Дриллинг, а также профинансировали новые энергоэффективные автобусы с Акиматом. Мы работаем над несколькими новыми проектами в Кызылорде, от теплоснабжения до водоснабжения и управления ТБО. Я уверен, что эти проекты станут дорожной картой для сотрудничества с другими регионами Казахстана в рамках Партнерства.
Еще одним жизненно важным направлением являются малые и средние предприятия. Правительство правильно рассматривает финансирование и повышение конкурентоспособности МСП в числе своих приоритетов. Мы уже открыли казахстанским банкам и учреждениям микрофинансирования кредитные линии на общую сумму более 100 млн долларов США для последующей выдачи кредитов малым и средним предприятиям, и мы работаем над выделением дополнительных 200 млн долларов США. Важнейшим компонентом этой поддержки станет наращивание потенциала на уровне банков и учреждений микрофинансирования.
У нас также есть служба поддержки малого бизнеса, которая имеет семь отделений в Казахстане и содействует предприятиям в передаче ноу-хау.
Я воочию увидел, как предприятия могут трансформироваться, когда в прошлом году впервые приехал в Казахстан, чтобы возглавить в качестве сопредседателя это совещание. Я встретился с одним из наших клиентов службы поддержки малого бизнеса, компанией «Жулдыз Кенан», которая производит продукцию, уникальную во всей Центральной Азии, — одноразовые пластиковые медицинские принадлежности.
Сейчас компания поставляет высококачественную продукцию собственного производства в больницы Казахстана, Киргизской Республики и Туркменистана, благодаря чему этим больницам не приходится ни импортировать товары из-за пределов региона, ни пользоваться контрафактной продукцией. «Жулдыз Кенан» - пример того, что может быть достигнуто при правильных условиях и при наличии нужной поддержки для компаний.
Следует отметить, что деятельность нашей службы поддержки малого бизнеса уже со-финансирует правительство Казахстана. В рамках начатого партнерства мы рассчитываем серьезно расширить эту работу.
И также, что чрезвычайно важно, мы увеличим кредитование в местной валюте. Несколько недель назад Национальный банк предоставил нам доступ к средствам в тенге, эквивалентным 1 млрд долларов США. Они будут принципиально важны для предоставления долгосрочного финансирования в местной валюте МСП, большим предприятиям корпоративного сектора, а также муниципалитетам, которым необходима защита от рисков валютных колебаний.
Таким образом, господин Президент и коллеги по Совету Иностранных Инвесторов, график совместной работы между правительством Казахстана, частным сектором и ЕБРР является очень плотным. Работы много, но все стороны стремятся к этому сотрудничеству и уже упорно работают, чтобы воплотить его в жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня Казахстан заключает новые связи с ближними и дальними партнерами - и на евразийском пространстве, и в Китае, в Европейском союзе, и по всему миру в рамках Всемирной Торговой Организации, и в том числе в этом зале, где собрались иностранные инвесторы. Казахстан выбирает путь нового импульса в процессе перехода - экономических реформ, конкурентоспособности и сотрудничества.
Что создает правильную атмосферу для процесса перехода в этой стране? Качественные проекты при поддержке благоприятного бизнес-климата и прагматичной экономической политики. Но самое главное – это лидерство. Сегодня в Казахстане мы видим реальное лидерство, которое двигает страну в одном направлении на всех уровнях власти. Для ЕБРР такая среда является наилучшей для того, чтобы реально способствовать процессу перехода.
Поэтому я горжусь тем, что мы, ЕБРР, присутствуем здесь и идем вместе с Вами и со всеми присутствующими инвесторами на пути к обновленному процессу перехода и к большему благосостоянию народа Казахстана.
Благодарю вас.