Ресурс о деятельности международных донорских
организаций в Кыргызской Республике

Новости

Исполнительный совет МВФ завершил шестой обзор договоренности ЕКФ с Кыргызской Республикой и утвердил предоставление средств в размере 14,7 млн долларов США

Опубликовано: 02 Июля 2014 г.
Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) сегодня завершил шестой и заключительный обзор экономических показателей Кыргызской Республики в рамках программы, поддерживаемой трехлетней договоренностью по расширенному кредитному механизму (ЕКФ) в размере 66,6 млн СДР (приблизительно 106 млн долларов США по курсу на момент утверждения)1.

Завершение обзора позволяет немедленно выделить стране сумму, эквивалентную 9,516 млн СДР (приблизительно 14,7 млн долл. США). Это решение было принято без проведения формального заседания Исполнительного совета2. Договоренность по ЕКФ была утверждена 20 июня 2011 года (см пресс-релиз 11/245). 

Кыргызская Республика успешно завершила выполнение договоренности ЕКФ, без задержек и с высокими показателями. В период выполнения программы неукоснительное следование политике, согласованной в рамках поддерживаемой Фондом программы, сыграло центральную роль в восстановлении экономики и достижении макроэкономической стабилизации после внутреннего кризиса 2010 года. За последние три года экономический рост имел высокие средние темпы, происходил на широкой основе и поддерживался в целом стабильной политической ситуацией, в основном благоприятными внешними условиями и значительным ростом кредитования. Инфляция резко снизилась, хотя базовое инфляционное давление сохраняется. Бюджетная корректировка заслуживает высокой оценки, и показатели в целом по банковскому сектору улучшаются. Отмечается также прогресс в осуществлении общей программы структурных реформ. Вместе с тем, ввиду неопределенных перспектив развития региональной экономики сохраняются риски замедления роста.

1 ЕКФ является главным инструментом МВФ для оказания среднесрочной финансовой поддержки странам с низкими доходами. Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5? года и сроком погашения в 10 лет (http://www.imf.org/external/np/exr/facts/ecf.htm).

2 Исполнительный совет принимает решения без созыва заседания (в соответствии с процедурой за отсутствием возражений), когда члены Совета соглашаются, что предложение может быть рассмотрено
без проведения формальных обсуждений. 

Международный Валютный Фонд Вашингтон, округ Колумбия, 20431 США 2

После уверенного роста в 2013 году, составившего 10,5 процента, экономическая активность снизилась до 5,6 процента в марте 2014 (по сравнению с тем же периодом предыдущего года), а инфляция немного повысилась в результате снижения курса кыргызского сома в связи с давлением на российский рубль и девальвацией казахстанского тенге. К концу 2013 года была принята новая основа денежно-кредитной политики с использованием процентной ставки в качестве одного из операционных целевых показателей, с тем чтобы улучшить механизм передачи воздействия денежно-кредитной политики.

Прогноз на оставшуюся часть 2014 года и последующий период остается в целом благоприятным. Риски отставания от прогноза связаны в основном с воздействием замедления экономического роста в России через денежные переводы и внешнюю торговлю, с неопределенностью региональных перспектив и отсутствием единства во внутренней политике.

Несмотря на экономический прогресс, остаются и нерешенные задачи. Для поддержания энергичного роста в среднесрочной перспективе важно будет улучшить деловой климат, дополнительно усилить управление и основные институты, без промедления провести реформы финансового сектора и реформы в области управления государственными финансами и налоговой системы. Кроме того, принципиально важно продолжать проводить осмотрительную налогово-бюджетную политику. Увеличение налоговых доходов в целях компенсации сокращения поступлений от транзитного центра в аэропорту Манас и реструктуризация расходов с целью создания бюджетного пространства для расходов на нужды бедных помогли бы поставить государственные финансы на прочную основу.

Для сдерживания инфляционного давления необходимо продолжать жесткую денежно-кредитную политику. Хотя финансовые показатели остаются благоприятными, принятие Банковского кодекса позволило бы значительно улучшить правовую основу банковского сектора. Это способствовало бы развитию финансового сектора и тем самым поддержало бы активный экономический рост с ведущей ролью частного сектора.

Решение этих задач помогло бы повысить устойчивость Кыргызской Республики к внешним шокам, снизить зависимость от помощи, сохранить экономически приемлемые уровни долга и улучшить перспективы для стабильного и устойчивого экономического роста и сокращения бедности.